Задать вопрос юристу

 
Письменно и по существу юрист ответит на каждый вопрос
Cпросить быстрее чем искать в интернете

Гражданский процесс, стадии гражданского процесса, поведение на стадиях рассмотрения дела в контексте случая о возврате предоставленных ранее  денежных средств

 

«__» _________ 201_ года город ________

________________ (далее Заказчик) обратился в ООО «Защита» для получения правового заключения по вопросу защиты своих интересах на всех стадиях гражданского процесса.
Со слов Заказчика она по расписке, приравненной к договору займа предоставила денежные средства в размере _________, которые ей были обязаны возместить до ____________г.
В настоящее время Заказчик денежные средства не получила, в связи с чем возникла необходимость обратиться в суд с гражданским иском для взыскания задолженности.
Правовое заключение требуется по вопросам:
1. Какие стадии гражданского процесса существуют;
2. Как ей себя вести на всех стадиях рассмотрения дел.
Применимое законодательство:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года;
2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (C изменениями и дополнениями от: 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 22 июля, 25 ноября 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 28 июня, 9 ноября 2009 г., 11 февраля, 9 марта, 30 апреля, 23, 27 июля, 9, 23 декабря 2010 г., 6 апреля, 4 мая, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 6 февраля, 23 апреля, 14 июня 2012 г.)
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 5-П
4. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П
5. Пленум Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Конституция РФ гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права и законного интереса - широкое, подлинно демократическое, конституционное право, в котором воплощается доступность правосудия. В Конституции закреплено равенство всех перед законом и судом (ст. 19), а также право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).
Гражданский процессуальный кодекс делит все гражданские дела, подлежащие ведению суда общей юрисдикции, на шесть видов:
исковые дела;
дела приказного производства;
дела, возникающие из публичных правоотношений;
дела особого производства;
дела, возникающие из решений третейских судов;
дела, возникающие из решений иностранных судов и иностранных арбитражей.
Вид гражданского судопроизводства характеризуется не только наличием особых правил рассмотрения и разрешения определенных групп гражданских дел. Необходима определенная совокупность общих свойств, при наличии которых можно было бы говорить об отдельном виде гражданского судопроизводства в рамках единой гражданской процессуальной формы. Важнейшими такими свойствами представляются, во-первых, однородность предмета судебного разбирательства - общие материально-правовые особенности дел (наличие у них некоторых общих свойств); во-вторых, наличие однородной группы гражданско-процессуальных норм, специально приспособленных для рассмотрения и разрешения таких дел; в-третьих, ограничение сферы действия данных процессуальных норм деятельностью суда первой инстанции.
Для искового производства главным условием является наличие спора о праве гражданском, поступившего на рассмотрение суда. Оно было и остается основным и наиболее распространенным видом судопроизводства, в порядке которого рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Исковое производство в настоящий момент имеет две разновидности: полное судебное разбирательство в судебном заседании и упрощенное – заочное производство.
В настоящее время есть все основания говорить о приказном производстве как об отдельном виде гражданского судопроизводства, хотя характер дел, рассматриваемых по правилам этого судопроизводства (ст.122 ГПК), незначительно отличается от дел искового производства и по существу представляет их разновидность, так как состояние спора о праве отнюдь не исчерпывается возражениями против законности и обоснованности предъявленного иска, но предполагает также и неисполнение предъявленного требования.
Наряду с делами по спорам о гражданском праве (в широком смысле этого слова), которые рассматриваются в порядке искового судопроизводства, к ведению суда отнесены некоторые дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК).
Суд также рассматривает дела, в которых нет спора о праве.
Рассматривая такие дела, суд защищает охраняемые законом интересы граждан и организаций, устанавливая наличие или отсутствие бесспорных прав, для подтверждения которых требуется судебное решение. Эти дела в силу существенной специфики выделены в особое производство (ст. 262 ГПК).
Дела, возникающие из административно-правовых отношений, а также дела особого производства рассматриваются по общим правилам судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными ГПК и другим законодательством.
Гражданское судопроизводство представляет собой движение гражданского дела в суде, некоторую взаимосвязанную совокупность этапов и (или) стадий его рассмотрения и разрешения. Стадией гражданского процесса называется определенная в процессуальном законе совокупность процессуальных действий, объединенных или направленных к одной ближайшей процессуальной цели: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, рассмотрение и разрешение дела по существу и т.д.
Стадии гражданского судопроизводства связаны одна с другой в строго определенной последовательности, так что одна стадия становится возможной только после создания условий для перехода к ней на предыдущей стадии. Хотя далеко не все стадии обязательны для каждого из гражданских дел, рассматриваемых судами.
Первая стадия – возбуждение дела. Оно осуществляется путем подачи искового заявления, просто заявления. Дело возбуждается принятием судьей заявления к своему производству.
После возбуждения дела следует вторая стадия – подготовка дела к судебному разбирательству. Цель этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и правильное разрешение дела, как правило, в одном судебном заседании.
Третья стадия процесса – разбирательство дела в суде первой инстанции. В этой стадии дело рассматривается и разрешается по существу, заканчиваясь, как правило, вынесением решения. В некоторых случаях дело заканчивается без вынесения судебного решения.
Четвертая стадия – обжалование решений и определений мирового судьи, не вступивших в законную силу (апелляционное производство).
Пятая стадия – обжалование решений и определений судов, не вступивших в законную силу (кассационное производство).
Гражданское судопроизводство заканчивается, как правило, исполнением решения суда. Поэтому шестая стадия - производство, связанное с исполнением судебных постановлений (исполнительное производство). Эта стадия возникает в тех случаях, когда для исполнения судебного постановления необходимо обеспечить применение специальных мер принудительного исполнения. При нормальном развитии процесса данная стадия является заключительной.
Однако иногда лица, участвующие в деле, считают постановления суда по тем или иным причинам неправильными и после вступления в законную силу и поэтому просят о их проверке и пересмотре. В этих случаях возникает седьмая стадия гражданского процесса – пересмотр решений, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, в порядке надзора.
В виде исключения возникает и восьмая стадия процесса – пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Эту стадию дело проходит только в тех случаях, когда оно было рассмотрено без учета существенных обстоятельств, которые имели место и в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны в то время заявителю или суду, а также в случае отмены приговора или решения, явившегося основанием принятия судебного акта.
Каждая из этих стадий, преследуя свою особенную цель, служит вместе с тем решению общих задач и достижению общих целей гражданского судопроизводства.
Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по существу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду (ч.1 ст. 33 ГПК). Передача гражданского дела из одного суда в другой, таким образом, может допускаться по каким-то причинам исключительного характера.
Суду, тем не менее, предоставлена возможность принять решение о передаче уже возбужденного дела в другой суд для рассмотрения. Это возможно в случаях, если:
1) ответчик, место жительства или место нахождения которого не было ранее известно, заявит ходатайство о передаче дела в другой суд по месту его жительства или месту его нахождения;
2) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
3) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
4) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становится невозможными.
В первых трех случаях дело передается судом, на рассмотрении которого оно находится, а в последнем – вышестоящим судом.
Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причинах передачи дела.
О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы – после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.
Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
От передачи дела на рассмотрения по первой инстанции в порядке изменения правил территориальной подсудности необходимо отличать передачу дела из одного суда в другой в соответствии с родовой подсудностью либо в порядке пересмотра дела. Так, мировой судья обязан передавать дело в районный суд в случаях, предусмотренных ч.3 ст.23 ГПК. Кассационная либо надзорная инстанция вправе направить дело на новое рассмотрение в иной суд (но в этом случае речь не идет о том, чтобы изъять и передать в другой суд принятое к рассмотрению дело)
Принцип законности в гражданском процессе, прежде всего, означает, что при рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его ведению дел должна строго соблюдаться установленная законодательством процессуальная форма деятельности, т.е. порядок определения лиц, участвующих в деле, возбуждения процесса, извещения и вызовов участников процесса, подготовки дела к судебному разбирательству, ведения судебного заседания, обжалования решения или определения, а также исполнения решения суда.
При рассмотрении и разрешении споров суды руководствуются законодательством о судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Это законодательство находится в ведении Российской Федерации. Субъекты РФ не имеют права принимать нормы, регламентирующие процесс отправления правосудия в федеральных судах.
В гражданском процессе можно совершать только те процессуальные действия, которые предусмотрены Конституцией РФ, Законом «О судебной системе Российской Федерации», ГПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, при рассмотрении дела у мирового судьи – также Законом «о мировых судьях в Российской Федерации». В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации.
Производство в суде первой инстанции
Любой судебный процесс начинается с возбуждения гражданского дела, которое имеет самостоятельную цель. Такой целью является проверка оснований для возбуждения гражданского дела в суде первой инстанции либо отказа в возбуждении гражданского дела путем вынесения определения об отказе в принятии заявления, возвращении заявления или об оставлении заявления без движения.
 В соответствии со ст. 133 ГПК PФ судья обязан в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд рассмотреть вопрос о принятии его к производству суда и судьи, к подсудности которых оно отнесено законом] и обязан вынести мотивированное определение о наличии или об отсутствии законных оснований для возбуждения гражданского дела.
Следовательно, стадия возбуждения гражданского дела в суде должна иметь продолжительность не более пяти дней.
Истечение данного срока означает окончание стадии возбуждения гражданского дела, в силу чего дело должно переходить в следующую стадию гражданского процесса.
В ст. 134 ГПК РФ перечислены общие основания для отказа в принятии подаваемого в суд заявления. Общие основания для такого отказа заключаются в следующем.
Судья отказывает в принятии заявления, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Применение этого основания предполагает вынесение определения о неподведомственности поданного в суд общей юрисдикции заявления системе судов общей юрисдикции в силу его подведомственности другим судебным органам.
Судья отказывает в принятии заявления, поданного в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которые в соответствии с федеральным законом не наделены таким правом.
Судья отказывает в принятии заявления, поданного от своего имени, если в нем оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя Применение этого основания для отказа в принятии заявления предполагает вынесение определения, которое должно быть мотивировано отсутствием возможности применения оспариваемого в судебном порядке акта к заявителю.
Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решений суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждение мирового соглашения сторон.
Судья отказывает в принятии заявления, если имеется обязательное для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда. Наличие законного решения третейского суда является препятствием для обращения в суд общей юрисдикции с тождественными исковыми требованиями.
В ст. 248, п. 8 ст. 251 ГПК РФ предусмотрены специальные основания для отказа в принятии заявления, поданного в порядке, установленном для рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых отношений. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по заявлению о том же предмете. Например, если имеется вступившее в законную силу судебное решение, которым проверена законность нормативного правового акта (п. 8 ст. 251 ГПК РФ). Лишение лица, обжалующего нормативный правовой акт, права, на обращение в суд в связи с наличием судебного решения о его проверке, ограничивает право на судебную защиту. Тогда как разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в гражданском деле, в силу требований ст. 364 ГПК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 года №1-П о проверке конституционности ст. 336 ГПК РФ не допускается. Поэтому указанные лица должны иметь право изложить в публичном судебном заседании свои доводы о незаконности нормативного правового акта, затрагивающего их права или интересы.
Определение об отказе в принятии заявления, как по общим, так и по специальному основанию должно быть вручено, или направлено заявителю вместе с заявлением и приложенными к нему документами в течение пяти дней со дня его поступления в суд.
На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба. Вступившее в законную силу определение препятствует повторному обращению заявителя с теми же требованиями в судебном порядке.
В ст. 135 ГПК РФ перечислены общие основания для возвращения заявления.
Судья возвращает заявление, если не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный в договоре сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. Возвращение заявления по данному основанию предполагает вынесение определения, в котором должно быть установлено несоблюдение досудебного порядка урегулирования возникшего спора, который может быть предусмотрен как в федеральном законе, так и непосредственного соглашением сторон. Вынося такое определение, судья должен дать оценку законности заключения соглашения о досудебном урегулировании спора.
Судья возвращает заявление, если дело неподсудно суду, в который оно подано. Применение данного основания означает вынесение определения, в котором должно быть мотивировано нарушение правил подсудности. В нем должен быть указан суд или мировой судья, к подсудности которого относится заявление. Вступившее в законную силу определение о возвращении заявления, в котором указано на нарушение правил подсудности и определен суд или судья, имеющие полномочия по его рассмотрению, влечет возникновение обязанности по его разрешению указанными в нем судом или судьей. В соответствии с п. 4 ст. 33 ГПК РФ споры о подсудности между судами не допускаются. Поэтому суд обязан принять поступившее к нему заявление с приложением к нему вступившего в законную силу определения, в котором он определен в качестве судебного органа, имеющего полномочия по его рассмотрению и разрешению.
Судья возвращает заявление, если оно подано недееспособным лицом. Для вынесения такого определения судья должен иметь вступившее в законную силу судебное решение о недееспособности заявителя.
Судья возвращает заявление, если оно не подписано или подано и подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд. Подписание и предъявление заявления в суд являются специальными полномочиями, которые должны быть оговорены в доверенности. Отсутствие таких полномочий у лица, подающего заявление в суд, позволяет вынести определение о возвращении заявления, так как оно подается от имени лица, которое не наделило ими подающего в суд заявление.
Судья возвращает заявление, если в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.Следовательно, в определении о возвращении заявления по данному основанию должны быть ссылки на наличие возбужденного гражданского дела в суде общей юрисдикции по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что может быть подтверждено определением о возбуждении гражданского дела.
Судья возвращает заявление, если до вынесения определения о его принятии к производству и возбуждения по нему гражданского дела, поступило заявление от лица, подавшего заявление, о его возвращении.
В п. 3 ст. 263 ГПК РФ предусмотрено специальное основание для возвращения заявления, поданного в порядке особого производства. Если при подаче заявление будет установлено наличие спора о праве гражданском, то суд возвращает заявление с разъяснением заявителю права обратиться в суд в порядке искового производства.
В п. 1 ст. 136 ГПК РФ предусмотрено право судьи при установлении факта нарушения требований статей 131-132 ГПК РФ при подаче заявления в суд вынести определение об оставлении заявления без движения. Данное определение должно быть вынесено с целью устранения недостатков поданного в суд заявления. Определение суда об оставлении заявления без движения также должно быть мотивировано. В связи с этим законным основанием для оставления заявления без движения могут быть признаны только такие недостатки поданного в суд заявления, которые не могут быть устранены на других стадиях гражданского процесса. Поэтому недостатки поданного в суд заявления, которые могут быть устранены на других стадиях гражданского процесса, нельзя признать законным основанием для оставления заявления без движения.
После вынесения определения о возбуждении гражданского дела и о его принятии к производству суда и судьи, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом, на основании ст. 147 ГПК РФ должно быть вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом определении должны быть указаны конкретные процессуальные действия, их сроки и обязанности суда и лиц, участвующих в деле, которые должны создать условия для рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу.
Объем подготовки к судебному разбирательству зависит от сложности дела. Здесь обычно судья уточняет заявленные требования (путем опроса истца, а возможно, и ответчика), определяет закон, которым следует руководствоваться, устанавливает, какие нужны доказательства, решает, кого привлечь к участию в деле наряду с ответчиком, и извещает всех о дне и времени рассмотрения дела.
Подготовка дела к слушанию должна быть проведена в срок не позднее 7 дней после принятия иска. В особо сложных случаях срок может быть продлен до 20 дней по мотивированному определению судьи.
В п. 1 ст. 152 ГПК РФ перечислены процессуальные действия, которые могут быть совершены судом в предварительном судебном заседании. В предварительном судебном заседании судья с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, то есть определяет предмет доказывания по делу. Видимо, определение предмета доказывания в предварительном судебном заседании происходит по наиболее сложным делам, по которым проведение рассмотренных процессуальных действий не позволило определить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу.
В предварительном заседании суд с участием лиц, участвующих в деле, решает вопрос о достаточности имеющихся доказательств, подтверждающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания. В случае, когда обстоятельство подтверждается многочисленными доказательствами, а также при его признании участниками гражданского процесса суд вправе ограничить количество доказательств, которые будут исследованы в ходе судебного разбирательства.
Предварительное судебное заседание проводится для решения задач и достижения цели по подготовке условий для рассмотрения и разрешения дела по существу. Нельзя не заметить, что предоставление суду права в предварительном судебном заседании отказать в удовлетворении заявленных требований вступает в противоречие с целью и задачами данной стадии гражданского процесса, на которой должны быть созданы условия для дальнейшего исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу. Отказ в удовлетворении заявленных требований на данной стадии приводит к тому, что такие условия не только не могут быть созданы, но и к нарушению права на судебную защиту, которое предполагает исследование обстоятельств, входящих в предмет доказывания, на предмет их подтверждения и опровержения совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств.
Сказанное позволяет мне сделать вывод о том, что применение данного основания для отказа в удовлетворении заявленных в судебном порядке требований не соответствует цели и задачам стадии подготовки и назначения гражданского дела к судебному разбирательству.
Признав дело достаточно подготовленным, судья выносит определение о назначении дела к разбирательству и в своем определении указывает день и час его рассмотрения, причем делает это заблаговременно, чтобы участвующие в деле лица смогли обстоятельно подготовиться к защите своих интересов.
Судебное разбирательство производится судьей единолично или коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей.
Судебным заседанием руководит судья, т. е. управляет всем его ходом, обеспечивает полное и всестороннее выяснение всех обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и др.
Проявление неуважения к суду со стороны участвующих в деле лиц или граждан, присутствующих в судебном заседании, может повлечь ответственность (предупреждение, удаление из зала, штраф, арест до 15 суток). Если в действиях нарушителя содержится состав преступления (например, хулиганство), то об этом сообщается прокурору либо судом возбуждается уголовное дело.
Судебное разбирательство состоит из нескольких стадий.
1. Подготовительная, стадия. На подготовительной стадии выясняется, все ли необходимые лица явились, и если нет, то можно ли обойтись без их явки, доверяют ли суду лица, участвующие в деле, и нет ли у них отводов суду, разъясняются участникам процесса их процессуальные права и обязанности и др.
2. Исследование обстоятельств дела. Начинается исследование докладом дела судьей, после чего стороны дополняют и уточняют свои требования и возражения. Затем суд заслушивает объяснения истца, ответчика, а также других лиц, участвующих в деле. Участвующие в процессе лица вправе задавать друг другу вопросы. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приступает к исследованию обстоятельств дела, рассмотрению и проверке доказательств. На практике исследование доказательств чаще всего начинается с опроса свидетелей (сначала тех, кого пригласил истец, затем свидетелей со стороны ответчика). После свободного рассказа свидетеля ему с согласия суда задаются вопросы. Председательствующий вправе отклонить вопрос, не относящийся к предмету доказывания. Рассмотрение письменных доказательств производится путем их оглашения, после чего участвующие в деле лица могут дать объяснения. Вещественные доказательства исследуются обычно путем их осмотра в судебном заседании. После этого рассматриваются результаты экспертизы, если она назначалась, путем оглашения заключения или опроса эксперта. Если все доказательства рассмотрены, судья выясняет, кто из участников процесса имеет дополнения, после этого суд переходит к судебным прениям.
3. Судебные прения. Прения как бы подводят итог исследованию доказательств. Сначала слово предоставляется истцу или его представителю, а затем ответчику и его представителю, после чего - третьему лицу, заявившему самостоятельное исковое требование (или его представителю). Прокурор участвует в прениях, если дело возбуждено по его заявлению, и в этом случае он выступает первым (то же самое касается органов исполнительной власти). Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю.
Прокурор, участвующий в деле, дает заключение по существу дела в целом после судебных прений.
После судебных прений и заключения прокурора судья (суд) удаляется в совещательную комнату для вынесения решения.
При постановлении и оглашении решения подводится итог всего судебного разбирательства. Решение выносится немедленно после заслушивания дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более трех дней, однако вводная и резолютивная часть оглашаются сразу же.
Само же решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
К судебному решению предъявляются определенные требования. Решение должно основываться на нормах материального и процессуального права, а также быть обоснованным, т. е. содержать имеющие для дела обстоятельства и приводить доказательства в подтверждение содержащихся в нем выводов. Судебное решение должно быть исчерпывающим (полным) и содержать окончательные ответы на все заявленные требования. Ему должна быть также свойственна определенность. Оно должно давать такой ответ на требования, который бы исключал неопределенность и различное толкование. Поэтому недопустимо вынесение альтернативных решений типа «... передать имущество или взыскать его стоимость». И, наконец, судебное решение должно быть безусловным, т. е. не ставить выполнение требования истца в зависимость от наступления или не наступления каких-либо условий.
Производство в суде второй апелляционной инстанции
Полностью исключить более или менее существенные погрешности в работе суда первой инстанции практически невозможно, поэтому судопроизводство и регулирующее его процессуальное право не могут обойтись без специального способа критики и устранения судебных ошибок. Специальным способом, рассчитанным на достижение такой цели, является обжалование не вступивших в законную силу актов правосудия.
Сущность института обжалования состоит в том, что лица, участвующие в деле, имеют право в установленный законом срок подать жалобу, а прокурор - принести апелляционное представление на не вступившее в законную силу решение и определение суда первой инстанции
Основные особенности современной российской системы апелляционного обжалования заключаются в следующем:
- предметом апелляционного обжалования служат не вступившие в законную силу решения и определения суда первой инстанции;
- суд второй инстанции проверяет не только соответствие обжалованного решения требованиям закона, но и его обоснованность;
- суд апелляционной инстанции в принципе связан пределами и поводами жалобы (представления), но в интересах законности может проверить дело как в обжалованной, так и в необжалованной части;
- суд второй инстанции располагает широкими полномочиями вплоть до права выносить в некоторых случаях новое решение по делу с учетом фактических обстоятельств, установленных им, на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств, но при всем этом он всегда остается контрольным судебным органом и не подменяет работу суда первой инстанции;
- закон гарантирует широкую доступность обжалования решений, обеспечивает быстроту движения дела. Судопроизводство во второй инстанции отличается предельной простотой. Право на апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, принадлежит сторонам, третьим лицам, государственным органам, иным субъектам, защищающим права других лиц в порядке ст. 46 и 47 ГПК.
Представитель вправе подать апелляционную жалобу при условии, что это его полномочие подтверждено специальной доверенностью.
ГПК определяет сроки рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Апелляционная инстанция должна рассмотреть поступившее по кассационной жалобе дело не позднее месяца со дня его поступления. Верховный Суд РФ должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе дело не позднее двух месяцев со дня его поступления.
Апелляционное судебное заседание можно подразделить на три части:
а) подготовительную;
б) рассмотрения материалов дела;
в) вынесения определения.
Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.
Кассационные жалоба, представление подаются:
на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;
на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:
Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;
прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Кассационные жалоба, представление должны содержать:
- наименование суда, в который они подаются;
- наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
- просьбу лица, подающего жалобу, представление.
В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.
Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.
К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
  Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Надзорные жалоба, представление должны содержать:
наименование суда, в который они подаются;
наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
указание на судебные постановления, которые обжалуются;
указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 - 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
 Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

 

КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.

Для получения бесплатного письменного ответа юриста подробно опишите ваш вопрос
 

Заказать звонок!

1111

Юрист бесплатно ответит на все ваши вопросы

social

Заказать Звонок

1111

Юрист бесплатно ответит на все ваши вопросы

Вверх