Порядок предоставления жилья детям-сиротам - правовое заключение
ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на тему:
Порядок предоставления жилья детям-сиротам
Составлено
Ивановой Наталье Ивановне
11 июня 2020 года
г. Кемерово
Уважаемая Наталья Ивановна!
Проанализировав законодательную базу в свете поставленных Вами вопросов, предлагаем Вам ознакомиться со следующей информацией.
-
Предоставление жилья детям-сиротам.
-
Гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях.
Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно.
Общие правила
Жилье детям сиротам предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома. Предоставляется жилое помещение на основании заявления ребенка, написанного по одному из следующих оснований:
-
по достижении им возраста 18 лет;
-
до достижения им возраста 18 лет в случае обретения полной дееспособности;
-
по окончании срока пребывания в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот;
-
по завершении получения профессионального образования;
-
по окончании прохождения военной службы по призыву;
-
по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными способами решения жилищной проблемы детей-сирот, например:
-
путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения;
-
путем предоставления жилого помещения в безвозмездное пользование;
-
посредством договора социального найма.
Постановка на учет
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством.
Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Реестр детей-сирот, нуждающихся в жилье, ведется на региональном уровне – соответствующими департаментами и управлениями.
В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот:
-
имеющие место жительства в населенном пункте постановки на учет;
-
не имеющие места жительства в населенном пункте постановки на учет, но находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания, находящихся в данном населенном пункте;
-
не имеющие места жительства в населенном пункте постановки на учет, но помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в данном населенном пункте.
Под местом жительства, в соответствии с п.12 Обзора № 4 судебной практики Верховного Суда от 20.12.2016, понимается фактическое место проживания, а не место регистрации.
Подача заявления о включении в реестр
Заявление о включении ребенка в список должно быть подано законным представителем в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, а также лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список законными представителями, вправе обратиться с заявлением о включении в список самостоятельно (п. п. 4, 6 Приложения N 1 к Постановлению).
Заявления рассматриваются компетентным органом в течение трех месяцев, после чего принимается решение либо о включении в список, либо об отказе во включении.
Заявление о предоставлении жилого помещения
Вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комитет по жилищным вопросам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На региональном уровне рассмотрение таких заявлений типа находится в компетенции местных органов исполнительной власти.
Суть заявления сводится к просьбе предоставить ребенку-сироте жилье по договору найма специализированного жилого помещения.
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет, с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Необходимые документы
К заявлению о предоставлении жилого помещения должны быть приложены (в зависимости от конкретных обстоятельств) следующие документы:
-
паспорт законного представителя ребенка-сироты, если заявление подается законным представителем;
-
документ, подтверждающий полномочия законного представителя, если заявление подает законный представитель;
-
документ о месте фактического проживания ребенка-сироты на день обращения с заявлением. Документ необходим в случае, если сирота на день обращения не проживает по месту жительства;
-
справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, о праве сироты на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.
Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).
На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.
В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению).
Заключение договора найма специализированного жилого помещения
Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в компетентный орган.
Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).
Пользователь жилого помещения по такому договору обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается.
Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 — 13 ст. 13 Закона N 61; п. п. 4.11 — 4.12 Приложения N 3 к Постановлению).
Переоформление договора найма специализированного жилого помещения
По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть единожды продлен на новый срок, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации и исполнял обязанности по договору надлежащим образом, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма (ч. 9, 10 ст. 13 Закона N 61).
ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чтобы обеспечить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полноценное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие, а также восполнить отсутствие родительского попечения, им предоставлены гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни, образования, здравоохранения, труда, судопроизводства, уплаты налогов и сборов, обеспечения жильем, а также в иных сферах, предусмотренных законодательством субъектов РФ.
1. Гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечиваются следующие гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни.
1.1. Гарантия права на устройство в семью
Детям, относящимся к рассматриваемым категориям, гарантируется право на устройство в семью на воспитание (усыновление, удочерение): под опеку (детей до 14 лет) или попечительство (детей от 14 до 18 лет), в приемную или патронатную семью. При отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, им гарантируется пребывание в организации для детей-сирот (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1 СК РФ).
Усыновление либо передача под опеку или попечительство братьев и сестер разным лицам не допускается, кроме случаев, когда это отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145 СК РФ).
При усыновлении ребенка или передаче его под опеку или попечительство гарантируется учет его мнения, а если ребенку исполнилось 10 лет, то его согласие обязательно (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145 СК РФ).
Преимущественное право на опекунство или попечительство имеют близкие родственники ребенка (ч. 5 ст. 10 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).
В РФ гарантируется сохранение тайны усыновления (ст. 139 СК РФ). За ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 155 УК РФ.
1.2. Гарантии, сохраняющиеся при устройстве в семью
Если на момент усыновления ребенок имеет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, он сохраняет это право и после усыновления (п. 1 ст. 137, ст. 138 СК РФ).
Детям, находящимся под опекой (попечительством), также гарантируются, в частности (п. 1 ст. 55, ст. 148 СК РФ; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548):
1) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
2) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — право на получение жилого помещения с возможностью регистрации в нем по месту жительства в соответствии с условиями договора найма жилого помещения и жилищным законодательством;
3) право на общение с родственниками;
4) право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в установленном законами субъектов РФ порядке и в размере, за исключением случаев, когда опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей.
1.3. Гарантии воспитанникам организаций для детей-сирот
Когда нет возможности передать ребенка в семью, его гарантированно направят в организацию для детей-сирот, расположенную наиболее близко к месту жительства. Исключением являются случаи, когда привычная социальная среда негативно влияет на ребенка, а также если в субъекте РФ, где находится ребенок, нет организации с подходящими ему условиями (п. п. 17, 18 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).
Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей (п. 16 Положения N 481).
Воспитанникам государственных и муниципальных организаций для детей-сирот гарантировано полное государственное обеспечение: бесплатное питание, одежда, обувь и мягкий инвентарь, общежитие, медицинское обслуживание и образование (п. 26 Положения N 481).
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации (п. 1 ст. 155.1, п. 2 ст. 155.2 СК РФ; Письмо Минобрнауки России N ДЛ-172/07, Минздрава России N 15-3/10/2-2844, Минтруда России N 12-3/10/В-3155 от 11.05.2016).
Организация для детей-сирот обеспечивает условия для общения детей с законными представителями, родственниками, друзьями, соседями и другими значимыми для детей лицами. Исключением являются случаи, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства, если оно противоречит интересам детей. Допустимо также общение ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах или лишенными родительских прав, при условии, что данное общение не оказывает неблагоприятного влияния на ребенка и имеется согласие органа опеки (п. 49 Положения N 481; Письмо Минобрнауки от 15.08.2016 N 07-3446).
В период нахождения в организации для детей-сирот ребенок может быть временно передан в семью на срок не более трех месяцев. В исключительных случаях, в частности при выезде на отдых в пределах территории РФ, на каникулы, для прохождения курса лечения, срок может быть продлен до шести месяцев (п. 4 ст. 155.2 СК РФ; п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432).
2. Гарантии в сфере образования
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере образования, в том числе (ст. 6 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7 — 9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Вопросы N N 25 — 29 в Информации Минюста России от 20.07.2015; Нормы, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117; п. п. 3, 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1116):
1) право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);
2) право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);
3) преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
4) право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных средств — при наличии у ребенка среднего общего образования;
5) преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;
6) до 01.01.2019 право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
7) полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных средств;
8) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, — детям, обучающимся по основным образовательным программам;
9) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;
10) бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;
11) обеспечение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений, в которых они обучались и воспитывались, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица обучались по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, одеждой, обувью, постельным бельем и мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб.;
12) внеочередное устройство в дошкольные образовательные организации, получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей, бесплатное питание в общеобразовательных организациях, а также бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений.
3. Гарантии в сфере здравоохранения
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере здравоохранения, в частности (ст. 7 Закона N 159-ФЗ; Вопросы N N 30, 31 Информации; Приказ ФСБ России от 16.02.2012 N 73; ст. 11 Закона N 61):
1) бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета в установленном порядке;
2) путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), а также оплата проезда к месту лечения (отдыха) и обратно;
3) бесплатные медицинские препараты по назначению врача в период обучения в государственных образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования.
4. Гарантии в сфере труда
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гарантии в сфере труда, например (ст. 9 Закона N 159-ФЗ; п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; ст. 14 Закона N 61; ст. 34.1 Закона от 19.04.1991 N 1032-1):
1) проведение профориентации и диагностики профпригодности с учетом состояния здоровья. Такую работу с указанной категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет должны проводить органы службы занятости;
2) выплата пособия по безработице и стипендии во время прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости. Пособие назначается лицам из числа вышеуказанных граждан, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного, и выплачивается в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ. При направлении в это время органами службы занятости граждан данной категории для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования выплачивается стипендия в таком же размере;
3) профессиональное обучение с последующим трудоустройством в случае увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности (штата). Работодатели (их правопреемники) должны обеспечить обучение и трудоустройство за свой счет;
4) содействие в трудоустройстве. Эту обязанность несут образовательные организации, в которых обучались такие дети.
5. Гарантии в сфере судопроизводства
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи в РФ (ст. 10 Закона N 159-ФЗ).
6. Гарантии в сфере уплаты налогов и сборов
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются льготы по уплате налогов и сборов, в частности (п. 26 ст. 217, п. 3 ст. 333.29, пп. 9 п. 3 ст. 333.35 НК РФ):
1) освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде благотворительной помощи независимо от источника выплаты;
2) освобождение от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство РФ, за выдачу паспорта гражданина РФ.
Региональным и местным законодательством могут быть предусмотрены другие льготы по налогам, в том числе освобождение от уплаты земельного налога или налога на имущество физических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).
Указанный перечень гарантий не является исчерпывающим. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.